Главная | Школа игры | Статьи | Магазинчик | Фотографии |Ссылки | Harmonica.ru | Форум

 
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
 
 
ГОС. ИНСТ. МУЗ. НАУК, ВСЕР. РАБ. ОБЩ. "МУЗ.—МАССАМ", МУЗСЕНТОР ГИЗА
ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЛЕТУ ПИОНЕРОВ

 

 

К. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ

 

Краткий самоучитель
для
губной гармоники

(10 ПАР ОТВЕРСТИЙ)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКТОР. МОСКВА 1929


Ц. 20 к

Краткая музыкальная грамота

Какие бывают губные гармоники.

Губные гармоники имеют 10, 12, 14, 16, 18, 20 или 24 пары отверстий. Одни отверстия издают звук при выдыхании в них воздуха губами, другие при вдыхании через них воздуха. Для первоначального обучения удобнее всех (по простоте) гармоники в 10 пар отверстий.

Как держать губную гармонику.

Возьми гармонику большим и указательным пальцами левой руки и прижми ее к губам, таким образом, чтобы отверстия с высокими звуками находились около правого угла губ, а отверстия с низкими звуками находились около левого угла губ. (Высокими звуками называются такие, которые, постепенно повышаясь, становятся все более и более пискливыми; низкими же звуками называются такие, которые, постепенно понижаясь становятся все более и более гудящими).

Как играть на губной гармонике.

При извлечении звука на гармонике складывай губы так, чтобы можно было вдувать и выдувать воздух только через одну пару отверстий (верхнее и нижнее). Во время игры не держи гармонику глубоко в губах*, чтобы в нее не попадала слюна, и чаще выколачивай ее о ладонь.

--------------------
* Это не совсем правильно. Современная школа игры как раз рекомендует держать гармошку глубоко, тем самым обеспечивая плотный контакт губ с гармошкой. (Blacky)

Нотная и цифровая система.

Как слова состоят из букв, так и в музыке каждая пьеса состоит из отдельных звуков, которые записываются особыми значками. Для этого существует нотоносец, состоящий из пяти линеек (считая снизу вверх).
Вначале пишется значок , который называется музыкальным ключом. На нотоносце ноты располагаются на линейках и между линейками. Для звуков, не умещающихся на нотоносце, имеются короткие добавочные линейки ниже первой линейки нотоносца и выше пятой. Цифровая система имеет одну линейку и отличается от нотной тем, что для начинающего она проще. Мы помещаем все примеры и пьесы одновременно в той и другой системе.

Обозначение звуков губной гармоники по нотной и цифровой системе.

Звуки гармоники записываются так:


Значок " v " означает выдох, значок " ^ " вдох*.
Каждая пара отверстий (верхнее и нижнее) обозначается одной и той же цифрой, хотя одно отверстие издает звук при выдохе, а другое при вдохе**.
Самые употребительные пары отверстий - 4, 5, 6 и 7.

--------------------
* Учитывая, что книжка 1929 года выпуска, обратите внимание, что в современной записи табулатур вдох обычно обозначается стрелкой вниз, а выдох стрелкой вверх. А здесь наоборот.
Я не стал переделывать все табы и оставил как было в книжке. Не запутайтесь при разучивании мелодий.

** Cледует понимать, что современные (десятидырочные) диатонические гармошки имеют один ряд отверстий, в которых звуки, извлекаемые на вдохе и на выдохе, попарно совмещены в одно отверстие. (Blacky)

Длительность нот.

Каждая мелодия состоит из звуков различной продолжительности. Длительностей существует несколько. Мы изучим самые основные. Легче всего их изучить таким образом: приложи гармонику к губам так, чтобы можно было выдыхать и вдыхать в себя воздух через одну какую-нибудь пару отверстий, но извлекать звуки пока подожди. Прислушайся к скорости своего вдыхания (чередование выдоха и вдоха) и затем начинай равномерно, не торопясь, выдыхать и вдыхать воздух через эту пару отверстий, одновременно при выдохе ударяя носком ноги и мысленно произнося «раз», а при вдохе — поднимая носок для нового удара и произнося мысленно «и».
Длительности, которые получаются на каждый выдох (на «раз») или на каждый вдох (на «и»), назовем восьмыми (одна восьмая, как часть целой).
В нотах эти длительности обозначаются черной ноткой с хвостом и одним флажком , a в цифровой системе — цифрой с хвостом и одним флажком . Если восьмых несколько, то их хвосты соединяются одной общей чертой или .
Усвоив восьмые, попробуй идти дальше: начинай на «раз», при опускании носка вниз делать один выдох и один вдох, и затем на «и», при поднятии носка вверх повтори снова один выдох и один вдох.
Такие длительности, представляющие половину восьмой, называются шестнадцатыми. В нотах 16-я обозначается черной ноткой с хвостом и двумя флажками , а в цифровой системе — цифрой с хвостом и двумя флажками . Если шестнадцатых несколько, то их хвосты соединяются двумя общими чертами ( или ).
Поняв шестнадцатые, познакомимся с другими длительностями.
Начинай выдыхать с таким расчетом, чтобы звук тянулся на «раз—и», после чего начинай вдыхать, чтобы звук тянулся на «два—и». Длительности, которые получаются на «раз—и» или на «два—и», называются четвертными. В нотах они обозначаются черной ноткой с хвостом без флажка , а в цифровой системе — цифрой с хвостом .
Усвоив четвертные, иди дальше: выдыхай на «раз—и, два—и», затем начинай вдыхать на «раз—и, два—и».
Длительности, которые получаются на «раз—и, два—и», на зываются половинными. В нотах они обозначаются кружком хвостом, а в цифровой системе — кружком с хвостом и с цифрой в середине .
Усвоив половинные, иди дальше: выдыхай на «раз—и, два—и, три—и, четыре—и» и затем вдыхай на «раз—и, два—и, три—и, четыре—и». Длительности, которые получаются на «1—и, 2—и, 3—и, 4—и», называются целыми нотами. Они в нотах обозначаются кружком без хвоста , а в цифровой системе — кружком с цифрой в середине .

 

Целая нота равна 2 половинным,

 

половинная равна 2 четвертным,

 

четвертная равна 2 восьмым,

 

восьмая равна 2 шестнадцатым.

 

Иногда на одну четверть приходится не две восьмых, а три (называется триоль).

Чтобы получить ноты длительностью в 3 четверти, 3 восьмых и т. д. (которых нет в таблице), ставят около ноты точку, которая увеличивает длительность ноты на половину.

т.е. 6 четвертей
т.е. 3 четверти
т.е. 3 восьмых и т. д.

Надо не только знать все длительности, но и уметь их правильно играть. Весь секрет правильного исполнения пьес по нотной и цифровой системе состоит в правильном, равномерном отсчете. Неравномерный отсчет так же уродлив в музыке, как походка пьяного на улице.

Лига (связка)

Если две ноты соединены дугой (лигой), то эти ноты исполняются слитно.

Паузы (знаки молчания).

В музыке бывают между отдельными звуками или частями пьесы остановки, которые называются паузами; они бывают такой же длительности, как и ноты, и обозначаются особыми значками.

Целая пауза.
Половинная,
Четвертная,
Восьмая,
Шестнадцатая

Такты и размеры.

Каждая пьеса делится на равные части, которые называются тактами. Такты отделяются на нотоносце поперечными линиями (тактовыми чертами). Такты в разных пьесах бывают разными по размерам. Самые употребительные размеры , и (или С). Верхняя цифра означает количество ударов в такте, а нижняя — величину длительности каждого удара.

Сильное и слабое время.

Как в человеческой речи слова имеют ударения, так и в музыке первый удар каждого такта имеет ударение (играется немного сильнее) и называется сильным временем. Остальные удары называются слабыми временами и играются немного слабее.

Репризы (знаки повторения).

Если повторяется вся пьеса или часть пьесы два раза, то по краям пьесы или повторяемой части ставятся скобки с точками внутрь:

Вольты.

Если пьеса или часть пьесы играется два раза, но с разными окончаниями, то над этими окончаниями ставятся скобочки с номерами, чтобы в первый раз играть первое окончание, а во второй раз — второе:

Фермата.

Если требуется остановиться на одной ноте и затянуть ее, то над этой нотой ставится значок , который называется фермата: или ) :

Сила звука.

Для обозначения силы звука (во время игры) употребляются следующие знаки: р (пиано) означает — играть тихо, f (фортэ) — играть громко, mf (меццо-фортэ)—играть со средней силой.

Если хочешь узнать о нотах подробнее, прочти пособие
И. Пирожникова «Сокращенная нотная грамота» (стоит 20 к.),
или (его же) «Нотная грамота» (стоит 50 к.).

1. Плясовая

Послушать

2. Во лузях

Послушать

3. Раз, два, левой
(пионерский марш)

Послушать

4. Смело, товарищи, в ногу

Послушать

5. Мы кузнецы

Послушать

6. Взвейтесь кострами
(Марш юных пионеров)

Послушать

К ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЛЕТУ ПИОНЕРОВ

ДЕШЕВАЯ СЕРИЯ
ПИОНЕРСКИХ ПЕСЕН

1. Подпольная песня Итальянских пионеров
2. Конница Буденного
3. Лево руля
4. Веселые ребята
5. Мопровская
6. Пионерская военная

Цена каждой песни 5 коп*.

36 ПЕСЕН ПИОНЕРОВ
Сборник, составленный комиссией
Ц.Б.Ю.П. и Ц.Д.Р.П.

-------------------------
* Мы не продаем эти песни, это реклама с последней страницы книжки, выпущенной в 1929 году. (Blacky).

Краткий самоучитель для губной гармоники. Государственное издательство. Москва 1929.
Интернет-поддержка: Чернов Вячеслав (Blacky).