Главная | Школа игры | Статьи | Магазинчик | Фотографии | Ссылки | Harmonica.ru | Форум

 
Overblow и кастомизация гармоник
 
 

 

Никто никогда не скажет Вам, что приему overblow легко научится. Освоения этого приема потребует от Вас много времени и упорства. Главное понять, зачем это нужно, и где «это» можно использовать. Хорошо, если есть старая губная гармошка (желательно не MS), на которой можно поэкспериментировать (и не факт, что с первого раза получится).

1. Снимите крышки и заклейте скотчем прорези в плате на выдох.

2. Попытайтесь заставить звучать язычок на вдох, когда Вы выдыхаете в гармошку.
(мне, например, стало понятно, когда я стал как-бы проговаривать слог «Сь»).

После проделанных действий, станет уже более-менее понятно использование этого приема (для облегчения даже была создана гармошка Suzuki overdrive , на крышках которой есть отверстия, при затыкании которых мы получаем возможность облегчить взятие « overblow »). Следует заметить, что приступать к освоению оверблоу, лучше тогда, когда вы уже отлично владеете техникой бендов и хорошо их контролируете (хороший средний уровень).

Чтобы уж совсем стало ясно c терминами, приведу цитату из форума harmonica.ru:

«Бенд - гнуть, загибать, прием позволяющий дыханием понижать ноты на гармонике,
Овер бенд - пере-"гнуть", загибать как-то иначе,
Blow - дуть, выдыхать,
Draw - тянуть, в нашем контексте - вдыхать.

Подумайте и догадайтесь, почему одни повышения называются overblow, другие overdraw. Получаем:

overblow - повышение ноты на выдохе (на рихтеровской гармонике доступно до 7-го отверстия)
overdraw - повышение ноты на вдохе (доступно после с 7-го отверстия)
overbend - прием, позволяющий повышать ноты, без указания на вдохе или выдохе оно делается (доступно на всей гармонике)
bent overblow - более глубокое повышение ноты, полученной с использованием overblow (повышения выдохом), обратите внимание, здесь не bend, а bent». Slava Chernov.

Совсем не нужно прилагать усилий! - overblow должно браться легко. Не прилагайте много усилий - гармошка достаточно хрупкий инструмент.
Незнаю у кого как, но по мне, так лучше начинать с 6-го отверстия. Пробуйте двигать язык вперед, уменьшая объем вашей ротовой полости. Как только вы почувствуете, что уже передуваете, проверяйте себя на пианино, тюнере, чтобы проверить вашу «интонацию». Запишите себя и послушайте со стороны, так будет нагляднее.

При игре без заклеивания прорези, будут задействованы 2 язычка. А для того, чтобы нам уменьшить воздухопотери! Мы сделаем геппинг - пригибание или отгибание язычка от платы.
Заметьте! Стоит уделить внимание дуге язычка, как у основания, так и у кончика и гепить нужно оба язычка!

«... на мой вкус и опыт (порядка двух десятков инструментов). Оптимум чтобы нижняя поверхность язычка была вровень с верхней поверхностью платы, и только кончик плавно повышался над ней. Если хоть где-то язычок ниже платы - он сразу начинает залипать» Борис Плотников.

«Это заблуждение, что оверблоу убивают гармоху. Гармоху убивают неумелые игроки. А то ведь как бывает, не получается, надо дунуть посильнее. Вот так гармоха умирает» Dr. Harp

«Советую купить тот же Special 20 и все-таки залезть в него. Ну там работы на 10 мин! И поэкспериментировать за одно получится. Как мне кажется, особенность оверблоу в том, что для его исполнения надо точно сфокусировать "атаку" и дать определенное давление, поэтому гепы лучше делать меньше, чтобы было легче поймать ту самую позицию. А сужение слотов и т.п. - это уже потом, если захочешь. Новые СП20 в любом случае будут передуваться, если подправить гепы.
Нужны пальцы. Медленно проводишь от конца язычка к заклепке, при этом приближаясь к ней, начинаешь надавливать сильнее - геп становится меньше. Если перестараешься, все можно исправить.» Fresco

Теперь разберемся, какую ноту мы получим при использовании овербендов

Overblow получаются c 1-го по 7-е отверстие, с 7-го по 10-е - Overdraw!
Более наглядно можно посмотреть, пользуясь программами HarpKeys 2 или Harping или поискать на форуме harmonica.ru

Стоить заметить, что не все мастера гармоники используют оверблоу… Тот же Жан Жак Мильто ( Milteau ) играет на гармошках «из коробки», и не кастомайзит их. От него же это и слышал! Но время идет вперед и появляется все больше исполнителей, которые активно используют Оверы при своей игре: Говард Леви, Джейсон Риччи, Карлос Дел Хунко, Джо Филиско и это далеко не полный список…

Эмбосинг - сужение прорези. Для этого можно использовать тыльную (округлую) сторону камертона, прорезь в плате сужается надавливанием металлического «шарика».

Главное терпение, возможно в несколько подходов все получится (главное не переусердствовать). Посмотрите на рисунок ниже - заметьте, отверстия в плате стали немного меньше (справа), а следовательно, мы уменьшили воздухопотери.

 

Скупинг (scooping) - подпиливание слота, дабы создать маленький вырез в крае платы у кончика язычка.

Стоит обратить внимание на фаски по краям прорези в плате у кончика язычка.
Это позволит нам увеличить отзывчивость язычка при сильно уменьшенных гепах
(слишком близко к плате).

Не стоит забывать о настройке язычка. Возможно, после проделанных действий, его потребуется подстроить по тону (о настройке классно написано на harmonica.ru).

 

Аркинг (arcing) - создание дуги.
Здесь стоит обратить внимание не только на то, как это выглядит визуально, но и пробовать отзывчивость язычка. Слушайте «поток воздуха» проводя пальцем немного выше прорези. Сужение прорезей, вероятно, искривит язычок (внизу, вокруг края пластины). Убедитесь, что язычок не сгибается назад к заклепке - это может быть не заметно, что может привести к не очень хорошим последствиям.


До


После геппинга и аркинга

 

Ваксинг (waxing) - берем воск! Часто встречающаяся проблема при игре owerblow – это появление вибраций (воздух, проходя по сторонам язычка, может создавать продольную вибрацию язычка и издавать противный писк). Для предотвращения этого мы используем ваксинг.

Берем воск (жвачка не катит) и наносим небольшое количество около конца заклепки.

Эта процедура предотвращает появление продольных вибраций язычков.
Очень помогает, при еще неуверенном дыхании.

Corner Rounding - округление боковых граней на язычке.

Эта «доделка» позволит нам повысить отзывчивость язычка, что сделает игру более удобной. Стачивать грани - предварительно сняв язычок. Назад его легко вернуть (используя новую заклепку, которую можно сделать из старого латунного гвоздя, или посадить язычок на винт, закрутив гайкой).


Не стоит также забывать про настройку язычков, после описанных выше процедур.

Надеюсь информация будет полезной.

По материалам overblow.com и форума harmonica.ru

    (с) Перевод и подбор материала - Bluzzz (Стас Соколов)
    Интернет поддержка - Чернов Вячеслав (Blacky) (06/2008)